«Ты хорошо чистишь зубы!» Исследование показывает, что похвала родителей важнее навязчивых поучений.

Чтобы стать здоровыми и успешными взрослыми, детям необходимо упорствовать в выполнении задач, которые они не обязательно считают легкими или веселыми, например учеба, физические упражнения или чистка зубов. На протяжении всего детства поведение, в смысле настойчивости, меняется ежедневно, но факторы, формирующие эту изменчивость, недостаточно изучены.

В новой работе, опубликованной в журнале «Развитие ребенка» исследователями из Пенсильванского университета, Йельского университета и института Санте-Фе (США), было проанализировало повседневное поведение трехлетних детей при чистке зубов.  Изучалась взаимосвязь между их настойчивостью в выполнении задачи и похвалой родителей.

«Наша работа - первая, показывающая, что колебания в похвале родителей связаны с колебаниями в настойчивости ребенка», - сказал Эллисон Макки, доцент кафедры психологии Пенсильванского университета. «Мы исследовали, как различия в разговоре родителей с детьми, а также в их настроении, влияют на колебания времени чистки зубов детьми». Удивительно, но родители не смогли точно предсказать, какие факторы влияют на качество чистки зубов у их собственных детей.

В исследовании участвовали трехлетние дети, которые учились чистить зубы самостоятельно. Данные были собраны в семьях из Пенсильвании (94%), остальные - в Нью-Джерси, Делавэре, Массачусетсе, Мэриленде и Флориде.  Данные собирались в течение 16-дневного периода двумя волнами: с января по июнь 2019 года и с марта по май 2020 года (во время пандемии COVID-19). Семьи набирались через партнерство с местными дошкольными учреждениями и через социальные сети.

Родители прислали видеоролики о чистке зубов по вечерам, в течение 16 дней, на которых запечатлены как настойчивость детей, так и их разговоры. Родителям было предложено начать запись видео до того, как зубная щетка окажется во рту их ребенка, и прекратить запись, когда они заберут зубную щетку у своего ребенка. Родителей попросили позволить своему ребенку чистить зубы самостоятельно столько, сколько они могут, прежде чем родитель вмешается, чтобы помочь. (Если дети не чистили зубы в течение вечера, в результате чего не было и видео, родители были проинструктированы сообщить об этом исследователям). В видеороликах также участвовали родители, разговаривающие со своим ребенком во время чистки зубов, и «похвала», используемая родителями во время вечернего ритуала. Похвала была разбита на категории, включая «похвалу за процесс» (например, «хорошая работа»), «похвала как человека» (например, «хорошая девочка») и «другие похвалы» (например, «просто очень хорошо» или «мило»). Другие высказывания родителей включали «отвлечение» (например, пение, чтение книги, призыв к воображаемой игре) и использование таких выражений, как «надо продолжать чистить зубы» в качестве инструкции.

Результаты показали, что настойчивость детей колеблется изо дня в день и связана с разговорами родителей.

Дети чистили зубы дольше и настойчивее в те дни, когда их родители больше хвалили их, а не учили. Похвала родителей во время чистки зубов в основном состояла из общей похвалы и похвалы процесса (например, «хорошо чистишь!» и «отличная работа!»), с редкими случаями похвалы от человека (например, «хорошая девочка»). 

Вывод прост - похвала важнее поучений, как в процессе приучения к чистке зубов, так и - весьма вероятно - в других воспитательных ситуациях.



Рассчёт ожидаемой продолжительности жизни